Хлебный поток. Зерновые грузы вернулись в порты

08 сентября 2011, 13:46
С 1 июля возобновилась отгрузка отечественного зерна за рубеж. Основной объем этого грузопотока традиционно идет через порты.

За июль российские терминалы переработали свыше 2 млн тонн зерновых грузов (см. «Жаркий июль»). По данным Минсельхоза, в течение нынешнего сельскохозяйственного года (с июля 2011 по июнь 2012 года) объем экспорта составит 18-20 млн тонн. За счет этого стивидоры смогут компенсировать потери, полученные во время вынужденного простоя портовых элеваторов.
У железнодорожников работы также прибавилось — объем перевозок зерновых грузов в июле составил 600 тыс. тонн, что на 17% выше уровня июля прошлого года и почти в два раза превышает показатель июля 2009 года.


В прошлом году до начала эмбарго было экспортировано 15 млн тонн зерна (–26,5% к 2009 году), из которых 13,7 млн (–34,5%) переработали российские порты, 0,7 млн тонн ушло на порты стран Балтии, еще 0,5 млн тонн — на порты Украины. Напомним, что запрет на экспорт зерна был введен с 15 августа 2010 года в связи с неурожаем, вызванным аномальной жарой и пожарами.

Морские ворота

В текущем году стивидоры намерены наверстать упущенное.

Первыми на открытие экспорта отреагировали небольшие порты — Ростов, Азов, Ейск и Таганрог, которые работают с мелкотоннажными судами дедвейтом до 5 тыс. тонн. Как рассказали «Транспорту» в порту Таганрог, через него сейчас идет необычайно большой поток зерна. «В спешном порядке восстанавливаются давно не работающие причалы — только чтобы отправить имеющиеся объемы зерновых грузов за рубеж», — говорят представители брокерской компании «Трансагент». В основном поставки идут в Грузию, Турцию, Италию, а также в Египет (куда зерно везут суда среднего тоннажа, которые загружаются через рейдовый накопитель в Керчи).

В целом, по данным экспертов, через мелкие порты в июле было перегружено порядка 0,6 млн тонн зерна. Вместе с тем основные его объемы идут на экспорт через Новороссийский морской торговый порт (НМТП), где работает крупнейший в России зерновой терминал мощностью 4 млн твг. За первые две декады июля там было перегружено около полумиллиона тонн пшеницы, что на треть больше, чем за аналогичный период прошлого года. «Учитывая тот факт, что эмбарго на экспорт зерна было снято 1 июля, в II полугодии можно ожидать роста грузооборота в сегменте навалочных грузов», — говорит вице-президент группы НМТП по продажам и маркетингу Радо Антолович.

Не входящий в группу НМТП терминал «Новороссийский комбинат хлебопродуктов» (НКХП) в июле отправил на экспорт 330 тыс. тонн зерна. Пока он работает не на полную мощность, что связано с модернизацией оборудования, но к осени планирует нарастить обороты и за год переработать порядка 4 млн тонн. Необходимо отметить, что НКХП проводит модернизацию с целью увеличить объем переработки с 3,5 млн до 5 млн твг.

За НМТП и НКХП по объемам перевалки зерна в России следует порт Туапсе, где в 2009 году был запущен новый зерновой терминал мощностью 2,4 млн тонн. Как сообщили в морской администрации порта, в июле через него было экспортировано 0,2 млн тонн зерна.

В азовском порту Темрюк перевалка зерна за июль составила около 50 тыс. тонн. На Каспии — в Махачкале и Астрахани — экспорта зерна практически не было. Как рассказали «Транспорту» в компании «Астраханский зерновой терминал», груз начинает поступать только сейчас, так как основной поток идет из Казахстана, где сбор урожая начинается в августе. «В этом году ждем не менее 150 тыс. тонн», — говорят в стивидорной компании. Из Астрахани зерно перевозится в Иран. Стоит отметить, что в порту Оля новый терминал на 500 тыс. твг, который должен был быть запущен еще в прошлом году, до сих пор не работает.

На Балтике перевалкой зерна занимаются в Калининграде и Санкт-Петербурге. В Калининградском морском торговом порту работают два крупных стивидора — «Содружество Соя» (входит в ГК «Содружество», занимающееся переработкой соевых бобов) с терминалом мощностью 2,5 млн твг и «Портовый элеватор» мощностью 1,2 млн твг. Как рассказали в компании «Содружество Соя», которая также является и зернотрейдером, в текущем году через терминал идет интенсивный экспорт зерна в Европу. Груз в Калининград поступает по железной дороге из центральных областей России. К слову, ГК «Содружество» в январе текущего года приобрела железнодорожного оператора «Балт-Транс» с парком зерновозов порядка 2 тыс. единиц. Таким образом, на сегодняшний день это вторая в России после «Русагротранса» (РАТ) транспортная компания по количеству специализированного подвижного состава для перевозки зерна.

Суммарно за июль через Калининград было экспортировано порядка 50 тыс. тонн зерновых грузов. Объем перевалки в Санкт-Петербургском морском торговом порту сопоставим с калининградским.

На Дальнем Востоке с зерном работает Владивостокский порт. В прошлом году там было перевалено порядка 60 тыс. тонн. В текущем году Новосибирская аграрная компания САХО планирует продолжить экспорт зерна в Японию через Владивосток, однако сдерживающим фактором для нее остаются высокие железнодорожные тарифы. Впрочем, даже несмотря на большие транспортные издержки зернотрейдеров, объемы погрузки зерна в системе РЖД продолжают увеличиваться.

С автотранспорта — на железную дорогу

По данным РЖД, в I полугодии 2011 года внутренние перевозки зерновых грузов выросли на 38% к прошлому году, импортные увеличились в 3,4 раза. При этом их транспортировка в порты (то есть экспорт) снизилась на 95%.

Как отмечают в РАТ, под влиянием запрета на экспорт зерновых в сезон 2010-11 годов произошла переориентация рынка на внутренние перевозки — компания перевозила зерно из профицитных регионов Северного Кавказа и Западной Сибири в пострадавшие от засухи и зернопотребляющие регионы. В январе 2011 года внутренние перевозки зерновых грузов по железной дороге достигли рекордного уровня для данного месяца — 1,13 млн тонн (самый высокий показатель до этого был в январе 2008 года — 728 тыс. тонн). В РАТ отмечают, что росту перевозок по железной дороге способствовало решение властей о пролонгации действия льготных тарифов (согласно приказу Федеральной службы по тарифам, до конца июня 2011 года действовали льготные понижающие коэффициенты на перевозки зерновых грузов из различных регионов). Кроме того, цены на перевозки стали дифференцированными для различных видов грузов. «С 11 апреля 2011 года снижена стоимость перевозки грузов категорий «масличные» и «прочие» (к последним относятся составляющие комбикормов). В экспортном направлении также применяется гибкая тарифная политика: скидки, зависящие от удаленности дорог, и скидки при перевозках в малые порты, где традиционно на небольших расстояниях наиболее конкурентоспособен автотранспорт», — говорят в РАТ.

По прогнозам компании, в текущем году произойдет снижение доли автотранспорта в объемах перевозки зерна направлением на порты. Это связано, в первую очередь, с удорожанием услуг автоперевозчиков вследствие роста цен на топливо, а также с ужесточением санкций за перегруз автотранспорта и небезопасностью автоперевозок из-за отсутствия должного контроля качества зерна. «В целом в этом зерновом сезоне ожидается рост доли железнодорожного транспорта в экспортных перевозках и увеличение объема перевозок по железной дороге до рекордного по этому показателю сезона 2008-09 годов, когда экспортные железнодорожные перевозки составили 9,2 млн тонн», — говорит директор департамента стратегического маркетинга РАТ Алексей Федотенков.

Ожидается существенное наращивание объемов погрузки со стороны традиционных дорог — доноров по отгрузке зерна: Юго-Восточной и Приволжской. Возобновится отгрузка в зернопроизводящих регионах на Московской железной дороге, увеличится доля Южно-Уральской железной дороги и несколько снизится отгрузка со стороны Западно-Сибирской железной дороги (по причине неблагоприятных погодных условий). «Уже сейчас можно констатировать, что объемы предложения зерна для перевозок в экспортном направлении близки к рекордным, в особенности со стороны Северо-Кавказской железной дороги, где, с одной стороны, накопились существенные запасы зерна прошлого урожая, а с другой — ожидается и уже в значительной части собран нынешний урожай, существенно превосходящий прошлогодний», — утверждает Федотенков.

При этом в РАТ не сомневаются, что рост спроса на перевозки зерна не вызовет дефицита подвижного состава. В настоящий момент под управлением компании находится свыше 30 тыс. вагонов-зерновозов.

Фронт работ

В июле, как обычно, начался сбор зерновых в южных областях России. По предварительным данным, Кубань в этом году соберет рекордный за последние 20 лет урожай — более 11 млн тонн. Южане, как правило, стараются сразу продать зерно — чтобы не вкладывать средства в его хранение. Груз с комбайна грузится на автотранспорт и следует прямиком до одного из черноморских или азовских портов.

Аграриям из центральных районов страны в этом плане повезло меньше: чтобы доставить зерно до порта, им нужно сначала загрузить его в элеватор, а затем перевезти по железной дороге на 2-4 тыс. км. В условиях высоких железнодорожных тарифов это серьезно бьет по карману. Однако в любом случае экспорт зерна выгоден ввиду существенной разницы между внутренними и мировыми ценами. Другое дело, что «дельту» в карман кладут не фермеры, а торговые компании, далекие от сельхозпроизводства. Они покупают, к примеру, тонну пшеницы на поле за 3-4 тыс. рублей (на элеваторе она стоит уже свыше 5 тыс.), а экспортная цена составляет порядка 7-8 тыс. Понятно, что железнодорожники в такой ситуации не хотят снижать цены на перевозки: если клиент платежеспособен, то какой смысл упускать собственный доход?

Впрочем, и у зерновых трейдеров в этом году доходы снизились. Чтобы вернуть привлекательность российского зерна и увеличить объемы поставок за рубеж, экспортерам приходится снижать цены. В среднем тонна отечественного зерна стоит на 10-15% меньше зарубежного. Таким образом, Россия переманила покупателей зерна у Казахстана и Украины, которые в силу гораздо меньших объемов производства на демпинг априори не способны.

Государственное участие

Помимо частных зернотрейдеров, на российском сельхозрынке работает крупный государственный оператор, занимающийся внешнеэкономической деятельностью, — Объединенная зерновая компания (ОЗК). Экспортные планы компании, создававшейся правительством в качестве крупного российского участника мирового зернового рынка (напомним, что для увеличения доли РФ на нем ОЗК готова была вложить в развитие сбыта до 2015 года около 100 млрд рублей), заметно урезаны. Так, по состоянию на начало 2010 года (до введения эмбарго), ОЗК планировала поставить на экспорт в 2011 году 8 млн тонн. Теперь прогноз снижен до 3 млн тонн. Впрочем, несмотря на снижение экспортной активности, ОЗК продолжит заниматься инфраструктурными проектами. В конце июня на совете директоров компании была утверждена инвестпрограмма на 2011-13 годы в размере 17,5 млрд рублей. При этом прямые государственные расходы составят 3 млрд, остальное — заемные средства. Инвестплан предполагает реализацию 27 инфраструктурных проектов в Северо-Кавказском, Южном, Приволжском и Центральном федеральных округах. Напомним, что по итогам прошлого года выручка ОЗК составила 9,2 млрд рублей, чистая прибыль — 179,8 млн рублей.

На вопрос о том, как обстоят дела с созданием нового железнодорожного оператора для вывоза зерна (см. «Госпредприятия для экспорта зерна» в «Транспорте» №7-8, 2010 г.), в ОЗК «Транспорту» затруднились ответить. А вопрос не был риторическим.
Источник: http://www.indpg.ru

Также в разделе:

АПХ "Мираторг" расширит площадь посевов зерновых в Калининградской области на 60% в 2017 г...

В Калининградской области прогнозируют хороший урожай гречихи...

Продуктивность калининградского зернового клина сократилась на 10 центнеров...

Калининградский Минсельхоз вводит режим чрезвычайной ситуации...

За полгода в Калининграде подешевели свинина, яйца и рис...

«Мираторг» инвестирует 200 млн в строительство зернового проекта...

Комментарии (0):

Эту новость еще никто не прокомментировал. Ваш комментарий может стать первым.

Войдите на сайт или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать новости.



Авторизуйтесь,
чтобы получить доступ к личному профилю.

 

Недавние ответы: